Богомил Райнов: большой нуар небольшой страны.
Отделившись от приключений, детектив быстро завоёвывал ума и сердца людей. Самоопределившись как самостоятельный жанр нуар, в свою очередь, не мог сделать этого так просто. Остросоциальный, он не мог быть перенесён просто так, он должен был родится на каждой почве самостоятельно, вобрав в себя всё разлитую в народе тьму — а, как известно, несчастье везде разное и своё.
Свой особый путь прошёл нуар в каждой стране, где он появился.
Всем известен американский нуар. Первооснова, родина, мера и образец! Заслуженно прославившийся на весь мир.
Кто не знает французский, ловко сплетавшийся с историями о тайных обществах и маститых махинаторах?
Итальянский нуар — о, тяжёлый финал Второй Мировой, и крах грёзовой страны фашизма, выплеснувший всё, что копилось почти четверть века.
Кто не знает этих больших нуаров?
Но повод ли это забывать о нуарах маленьких?
Ни в коем случае.
Что мы знаем о болгарском нуаре?
Ну, вот теперь кто-то узнал, что он есть — раз уж заговорили.
Появился он не единовременно с американским — интербеллум Болгарии протекал в атмосфере глубочайшей провинциальности, а детективная атмосфера была наполнена умелыми подражаниями пинкертонщине, и не умелыми — более продвинутым авторам. Не без отдельных писателей с головой и руками, но, увы, задать тон у них не удавалось — как не удавалось и пробиться сквозь плотные ряды отечественной и импортной халтуры.
В 1950-е нуар, на фоне экономического бума в западных странах, по-большей части, выходит из моды — наконец-то появились средства присыпать черноту блёстками. Снижение популярности будет неравномерным, но всеобщим.
Но в это же время, как будто в противовес, происходит всплеск нуара в социалистических странах. Новое осмысление войн и потерь, конфликта идеологий, а в странах молодой народной демократии — особой формы конфликта поколений и определения людьми собственной стороны.
В Болгарии одним из лидеров этой волны становится Богомил Райнов.
Первой работой становится чисто хэмметовская трилогия про Безымянного инспектора. Затяжные сцены, честная демонстрация читателю всех улик, описание обыденности и заурядности Инспектора как личности — но именно из-за этого являющейся драматическим героем общества, и прямым упрёком другому обыденному и заурядному человек, преступнику.
Очень похожа, но не стала частью, книга "Инспектор Антонов рассказывает".
Следующая, принесшая настоящую славу, Райнову, становится серия романов про разведчика Эмиля Боева. В отличии от шпионско-приключенческой серии Яна Флеминга про Джеймса Бонда (с которой, почему-то, постоянно сравнивают) это — именно нуар. Боев занимается своим делом вынужденно, не столько из любви к делу, риску или деньгам, а потому что это стало, абсолютно случайно, его обязанностью, которую он, как честный человек, должен, и пронесёт, на себе.
Отдал автор дань и прозе повседневности — "Чёрные лебеди", "Только для мужчин", и некоторые другие, являются нуаром одновременно и в большей и в меньшей степени, чем прочие. В большей — потому что их герои куда более безоружны перед разверзшийся перед ними глубинами, чем герои других романов Райнова. В меньшей — потому что жизнеутверждающее начало бьёт в сюжете ключом.
Едва ли не единственный, Богомил Райнов попытался ещё и со стороны рассмотреть тот жанр, которому он посвятил свои усилия. У него не одно исследование культуры современности, её механизмов, структуры, сути, но "Чёрный роман", в котором он говорит и о себе, как части "чёрных романов", является одним из важнейших.
Занятна и печальна судьба автора.
После краха социализма в Болгарии Райнов, как одно из виднейших лиц уже прошедшей эпохи, оказался под градом нападок и обвинений. Ему в вину ставился "моральный террор" оппонентов, удушение свободы слова и свободы искусства. Безотносительно того, что выплеснувшаяся в сферу культуры подковёрная партийная рубка своего времени — вообще не место для "плохих" и "хороших" (потому что все плохи, и в этом очень хороши), куда занятнее было другой.
Понимаете, в своё время Богомил Райнов был именем. Настоящим, громким именем, за которым выстраивались очереди от Бреста до Бреста, и до Владивостока. Люди, зачастую неуверенные где находится Болгария, знали о её существовании по имени Богомила Райнова — и только по имени Богомила Райнова. Фактически, это было единственное болгарское имя (кроме космонавтов Георгия Иванова и Александра Александрова), которое мало того, что выбилось в мировую инфосферу, так ещё и приобрело широкую известность в узких кругах ценителей детективов и нуара.
И вот — изгнанный изо всех сфер жизни словно бес из церкви, вымаранный из культуры и истории, поминаемый только для очередного поношения, Богомил Райнов... внезапно превращается в лицо современной болгарской культуры, пример для подражания школьникам на уроках родного языка, в честь него устраивают приёмы, его приглашают на вечера, ему доверяют перерезание ленточек...
Магия? Помешательство (ага, ещё како~)? Нет, просто где-то в мире происходит очередной съезд-слёт-фест по профильной теме, а так как ничего, кроме "проклятого" коммунистического прошлого в настоящей Болгарии нет, приходится с умным видом балансировать меж двух стульев.
Приходилось.
К сожалению, в 2007-м году, 8 июня, время избавило власти Болгарии от этого тяжкого труда, позволив просто и незатейливо паразитировать. А Болгария окончательно переселилась в клюкву и анекдоты.
Комментарии
Обожаю серию про Эмиля Боева.
Обожаю серию про Эмиля Боева. Там есть и юмор, и повод для сочувтвия, и закрученный сюжет.
Добавить комментарий